На главную

Ваша корзина

 

Не убирает игрушки

играющий ребенок В эту тему вошли две сказки: «Сказка про страну нерях», «Сказка про Мишку и порядок».

Прочитайте обе сказки и расскажите малышу ту, которая ему наиболее подходит. А может быть ему понравятся обе сказки?

Все дети изначально очень хотят помогать родителям и стремятся к порядку! Они не рождаются ленивыми. Ленивыми детей делаем мы, родители.

В жизни каждого человека существует особый период, когда упорядочивание собственной жизни и мира вокруг становится главной его потребностью. Этот период начинается в первые месяцы после рождения малыша и заканчивается в три-четыре года. И если его не поддерживать, он постепенно угасает.

Ребёнок нуждается в порядке возможно, даже больше взрослых. Наверное, многие родители замечали, что если нарушается привычный ритм и режим дня, малыш становится более капризным. Если малыш не сходил на привычную дневную прогулку, если папа за столом сел не на своё обычное место, если вместо мамы спать его уложила бабушка, ребёнок может начать вести себя беспокойно. Всё это нарушает его порядок. А беспорядок в мире бесконечно расстраивает малыша. Резкие перемены в жизни могут даже замедлить его развитие. И наоборот, внешний порядок постепенно переходит в сознание, мысли становятся точными и ясными.

Привычные ритуалы для ребёнка – это основа и надёжность его жизни. Поэтому, если мы хотим, чтобы малыш соблюдал порядок, необходимо включить уборку в режим дня. Тогда она станет такой же привычной процедурой, как мытьё рук или сказка перед сном.

Нужно позволить ребёнку помогать нам! Едва научившись ходить, малыш старается навести порядок в шкафах, на полках, в кастрюлях и т.п. Он подражает родителям, и так же как мама пытается мыть пол, подметать, вытирать пыль. В этом возрасте он получает истинное наслаждение от наведения порядка. Но часто мы останавливаем его словами: «Не мешай», «Иди, поиграй», «Ты ещё маленький», «Не лезь!». Пройдёт всего несколько лет, и заставить его помогать нам будет уже очень трудно. Он будет капризничать, плакать, только потому, что не привык, а то, что было когда-то запретным и желанным, стало обязательным и скучным.

Именно поэтому так важно не пропустить период, когда малыш сам стремится убирать и расставлять вещи по своему вкусу. И ничего, что время от времени что-то будет ломаться и разбиваться, рассыпаться и расплёскиваться. С каждым разом у него всё будет получаться лучше и лучше. Главное – не скупитесь на похвалу: «Спасибо, мой дорогой! Ты настоящий помощник!».

Старайтесь не переделывать при малыше его работу. Представьте себе, как обидно, когда кто-то начинает заново раскладывать вещи, перемывать пол или посуду, которую ты только что вымыл сам. Не ругайте ребёнка, если он что-то разбил или сделал плохо. Наберитесь терпения – он всему научится. Всегда благодарите малыша за помощь и поддержку.

Хорошо, если у ребёнка есть своя комната. Но если такой возможности нет, то выделите ребёнку свой маленький уголок, в котором он сам может наводить порядок и даже разбрасывать игрушки по своему усмотрению.

Заведите в семье правило: проснулся утром (или приготовился вечером ко сну), умылся и «умыл», т.е. прибрал, свою комнату. Пусть у ребёнка выработается чувство ответственности за свой уголок!

Включите наведение порядка в распорядок дня. Будьте в этом достойным примером своему ребёнку. Наводите порядок с радостью. Можно напевать при этом какие-либо весёлые песенки или включать музыку во время уборки. Попробуйте подобрать специальную песенку, которая будет своеобразным гимном чистоты, и при первых звуках которой, малыш будет знать, что пора приниматься за дело. Если наведение чистоты превратится в праздник, в радостное событие, то ребёнок будет делать это с большим желанием.

Детскую постарайтесь устроить так, чтобы раскладывать игрушки по своим местам было легко и удобно. Для этого подойдут открытые стеллажи и полки, большие корзины и коробки. Предложите ребёнку сортировать игрушки по размеру, цвету, названию, предназначению. Используйте стремление малыша к упорядочиванию вещей! Пусть сравнивает и распределяет по разным коробкам и полкам: маленькие машинки отдельно от больших, кубики в одну коробку, конструкторы – в другую, мягкие игрушки на одну полку, куклы – на другую и т.д. Сортировка игрушек – это занятие более осмысленное, чем просто собирать все игрушки в один ящик. Уборка в этом случае превращается в интересную и важную работу, развивающую малыша.

Для машин попробуйте сделать «гаражи», а для кукол – «домики» из разных коробок, которые можно раскрасить красками, чем-то украсить, и подписать, где, чей «домик».

Не бросайте малыша один на один с беспорядком. В одиночку даже лёгкий труд может оказаться непосильным. Воспользуйтесь волшебной фразой: «Давай вместе!». Не заставляйте, не уговаривайте, не угрожайте. Просто скажите: «Давай вместе» и начинайте с увлечённым видом всё раскладывать по своим местам. Вы увидите, с какой радостью малыш присоединится к вам. Не бойтесь своей помощью избаловать его. Наоборот, так вы научите ребёнка сопереживать и помогать.

Превратите уборку в игру. Например, предложите малышу подготовить комнату к визиту сказочных эльфов, которые любят ночью танцевать на ковре. А если на полу будут лежать игрушки, им просто негде будет веселиться.

Скажите, что одна из кукол потеряла ключик от своего домика где-то на полу. Поднимая каждую игрушку, смотрите, нет ли ключика. Под последнюю игрушку незаметно для малыша положите ключик – он будет наградой за труд. Пусть кукла поблагодарит ребёнка!

Играть также можно в погрузчики, краны, снегоуборочные машины, эвакуаторы, сбор ягод, цветов или грибов. Поделите игрушки пополам и посоревнуйтесь, кто быстрее уберёт свою часть игрушек.

Не угрожайте, что выбросите разбросанные игрушки в мусор. Но, если малыш не заботится о них, однажды ночью они могут обидеться и уйти. Потом, конечно, они вернутся, но при условии, что ребёнок даст честное слово заботиться о них.

Не забывайте хвалить, хвалить и хвалить малыша. Ведь все мы любим делать то, за что нас хвалят! Помимо этого ребёнок должен видеть, что он выполняет работу, необходимую для благополучия всей семьи и получать при этом моральную поддержку. Тогда появление собственных обязанностей даёт ему возможность понять, что он является важным членом семьи, так как вносит посильную лепту в её жизнедеятельность.

Ведите себя последовательно. То есть, если вы решили приучать малыша к уборке, то делать это стоит постоянно, а не время от времени: «Ну ладно. Ты вчера убирал, сегодня, так и быть, я сама всё сделаю».

Если ребёнок умеет читать, вместо постоянных напоминаний, просьб и уговоров прибрать, напишите ему записку, состоящую из одного слова, обозначающего, что вы хотите. Положите её на видное место. Ваше письменное напоминание и молчание сделают своё дело.

Если после долгих напоминаний навести порядок, ребёнок отказывается это делать, а вы не можете больше ждать, выполните его работу сами. Но потом скажите: «Я выполнила за тебя твою обязанность. Какую из моих обязанностей ты предпочёл бы выполнить вместо меня?». Или сами предложите ребёнку вытереть пыль, полить цветы или вымыть посуду.

Если ребёнок уже достаточно большой и у него есть своя комната, позвольте ему самому решать, как и когда в ней наводить порядок. Позвольте там устроить всё так, как ему нужно. Но при этом остальные комнаты в квартире старайтесь содержать в чистоте. Пусть он сам сравнит и сделает вывод, где ему больше нравится находиться: в чистоте или в беспорядке.

Когда ребёнок выполняет свою работу, но делает это не достаточно хорошо, спокойно сообщите ему, что ещё нужно сделать. Объясните, что никакие уговоры, отказы, недовольства на вас не подействуют, пока всё не будет сделано должным образом. Расскажите ему ещё раз о том, что вы считаете хорошей уборкой. Но помните, что стандарты, которые вы устанавливаете, не должны быть чрезмерно жёсткими. А перед тем, как устанавливать эти стандарты не забудьте привести в порядок свою комнату. Дети берут пример с нас!

Не ругайте ребёнка за ошибки. Лучше покажите ему, как их можно исправить. Он должен знать, что любая проблема является решаемой, и что за ошибки он не будет наказан. Это позволит ребёнку чувствовать себя уверенно и выполнять любую работу день ото дня лучше. Помощь вам будет доставлять ему радость, а вы испытаете гордость за своего маленького помощника!

Исцеляет от 33 капризов: