На главную

Ваша корзина

 

Не хочет ходить в садик

капризуляВ этом разделе представлена одна сказка «Как Оля полюбила садик».

Расскажите её ребёнку перед сном, дополнив деталями из жизни вашего малыша.

Любой малыш из благополучной семьи, начиная ходить в детский сад, испытывает стресс. Одни дети быстро и довольно легко привыкают к новой обстановке, другие – долго и с трудом. А третьи – так и не могут адаптироваться и остаются дома. Даже если ребёнок ходит в детский сад с удовольствием, но часто болеет, это тоже говорит о стрессе. Именно стресс способствует снижению иммунитета и приводит к частым заболеваниям.

Почему ребёнок испытывает этот стресс?

Существует несколько причин. Маленькие дети очень консервативны по своей природе. Они любят повторять одни и те же знакомые действия, читать одни и те же книжки, играть в одни и те же игры. Они привыкают к общению с мамой и к домашнему распорядку дня. Дома они чувствуют себя в безопасности, им всё знакомо и понятно.

Попадая в детский сад, ребёнку приходится практически полностью перестраиваться: привыкать к новому режиму, к новым детям и воспитателю, которого нужно ещё и слушаться. Необходимо привыкать обходиться без мамы, что уже само по себе отрицательно влияет на благополучие маленького ребёнка. Ведь дети до трёх - четырёх лет просто психологически не готовы к этому.

Многие малыши, проводя большую часть дня без мамы и других близких людей, испытывают чувство эмоциональной незащищённости. Для того чтобы ребёнок нормально рос, учился общаться и осваивал другие важные умения и способности, ему необходимы постоянное эмоциональное тепло, любовь и поддержка. И в этом отношении детский сад не может заменить семью - ведь воспитатели, какими бы хорошими они ни были, не могут любить всех, не могут уделять всем необходимое количество внимания.

Некоторые дети любят уединение. И в детском саду они психологически переутомляются от невозможности побыть одному и заняться тем, чем хочется.

В обычном детском саду малышу приходится привыкать к определённому стилю общения со взрослыми – привыкать к подчинению. Конечно, это облегчает последующую адаптацию к школе. Но если ребёнок вынужден постоянно слушаться взрослого, он не научится сотрудничать и договариваться со взрослыми.

Помимо всего прочего, в детском саду малышу часто приходится мириться с достаточно жёсткими взаимоотношениями с другими детьми. Ведь одна воспитательница просто не в состоянии усмотреть за 15-20 детьми в группе. И более напористые ребятишки начинают притеснять робких и нерешительных. Начинают отбирать у них игрушки, толкаться, а то и драться. И это может послужить поводом для отказа от посещений детского сада.

Поэтому отдавая малыша в детский сад, необходимо найти способ совместить эмоциональную домашнюю атмосферу с постепенным расширением круга общения. Совместить эмоциональную защищённость, которую создаёт близость родного человека, и опыт общения в различных ситуациях.

Наиболее просто сделать это, когда малыш сам готов к общению и к некоторому отдалению от матери и дома. Большинство психологов и педиатров советуют отдавать ребёнка в детский сад в возрасте трёх, а лучше всего – четырёх-пяти лет.

К трём годам малыш уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, может обслуживать себя сам. Но тут необходимо помнить о кризисе трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка к садику. В это время малыш впервые начинает ощущать себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы часто этого не видим или не желаем видеть. Нам проще, чтобы было всё, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность. Его психика становится ранимее, чем прежде к воздействию различных обстоятельств окружающей среды. И как раз в то время, когда ребёнок как никогда нуждается в нас, в нашем понимании, в поддержке, когда необходимо щадить его ослабленную нервную систему, мы невольно взваливаем на его плечи ещё один тяжелый груз - груз адаптации к детскому саду, не понимая, что всё это может "надорвать" малыша. И часть детей, в самом деле "надрывается", о чём свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребёнка.

Однако к четырём годам малыш начинает получать настоящее удовольствие от игр со сверстниками и общения с новыми людьми.

В идеале, находиться в детском саду ребёнку нужно не очень много. Двух-трёх часов для ежедневного общения вполне достаточно. По желанию малыша, можно оставлять его до обеда. Но конечно такой распорядок дня не удобен для работающих мам. Гораздо проще оставлять ребёнка на целый день. Но будет ли это лучше для ребёнка, особенно, если он сопротивляется? Не будет ли лучше поискать другую работу или пока (если есть хоть малейшая возможность) посвятить время ребёнку? Конечно, эти рекомендации могут показаться не слишком реалистичными. Тем не менее, опыт многих мам показывает, что при желании их можно выполнить. И старания оправдывают себя, ведь в результате вы сохраняете душевное благополучие ребёнка, а значит, и своё собственное.

Отдавая ребёнка в детский сад, следите за изменениями в его поведении и физическом состоянии. Например, с первых дней посещения детсада у малыша может нарушиться сон, аппетит, поведение по вечерам дома. Он может с трудом засыпать и плакать по ночам, часто капризничать и раздражаться. Но если спустя три-четыре недели положение не улучшится, если ребёнок начнёт часто болеть, можно говорить, что малыш плохо адаптируется к садику. В этом случае желательно избавить его от посещения сада на ближайшие полгода - год. Или оставлять его в детском саду на полдня, устраивая дополнительный выходной в середине недели. Попробуйте поискать сад с меньшим количеством детей в группе. Это позволит смягчить травмирующую для ребёнка ситуацию.

Хорошо, если вы поговорите с воспитателем и расспросите о том, как именно ребёнок проводит день в группе: с кем и как играет, как себя чувствует, участвует ли в общих мероприятиях. Если ваш малыш медлителен, попросите воспитателя не подгонять и не дёргать его лишний раз. Тогда он быстрее адаптируется и начнёт успевать делать всё, что нужно. Если ребёнок, напротив, не может усидеть на месте и минуты, предложите загружать его какой-либо полезной работой, но, не приказывая, а лишь предлагая ему активную деятельность. Договоритесь о том, чтобы малыша не заставляли есть силой то, что он не хочет.

Нередко трудности в адаптации к детскому саду бывают вызваны с тем, что ребёнку никак не удаётся привыкнуть к новому распорядку дня. В этом случае каждый день понемногу сдвигайте все дела таким образом, чтобы в итоге приблизиться к садиковому режиму. Например, вставайте каждый день чуть раньше, пораньше завтракайте и выходите на прогулку. Соответственно и вечером укладывайте малыша в кровать не так поздно, как прежде, учитывая, что утром ему предстоит ранний подъём.

С первых дней посещения детского сада настраивайте малыша на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Создайте спокойный, бесконфликтный климат в семье. Не ругайте, не наказывайте и не стыдите малыша. Не реагируйте на его выходки и капризы. Щадите его ослабленную нервную систему. Всё время объясняйте ребёнку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

Постарайтесь уменьшить нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в театр, цирк, в гости, сократите просмотр телевизионных передач.

Будьте внимательны к ребёнку. Своим поведением он ВСЕГДА что-то говорит. Он не всё может сказать словами, но, присмотревшись к тому, как он себя ведёт, можно многое понять о его мыслях, чувствах и переживаниях.

Если у малыша возникают трудности в общении, подскажите и покажите ему, как нужно знакомиться, как играть, делиться. Можно проиграть дома какую-либо ситуацию. Вместе подумайте, какие игры мог бы предложить ваш ребёнок своим друзьям в детском саду.

Если малыш при расставании с вами плачет, не следует убегать от него, не попрощавшись. Иначе он поймёт, что родители боятся прощаний и сделает вывод, что расставания – это что-то очень страшное. Тогда он станет сильнее удерживать около себя привычные и любимые вещи. Будет тратить очень много сил на контроль того, что у него есть, и ему не будет хватать сил на новые знакомства. Он может начать сторониться всего нового и вести себя агрессивно к новым людям.

Малыш может начать ревновать родителей к их делам. Ему будет казаться, что если мама тайно убегает от него куда-то, значит, она любит что-то там больше, чем его здесь. Ему будет трудно научиться уважать работу родителей из-за этой ревности.

Сбегая от ребёнка, мы также даём ему повод считать, что он не является полноценным членом семьи. Он будет думать, что родители его обманывают и не считаются с его чувствами.

Прощаясь с родителями, малыш часто плачет не от страха остаться без мамы, не от того, что ему будет плохо. Его просто беспокоит сама ситуация расставания, он переживает за маму: как она там, без него? Он хочет знать, куда мама уходит и будет ли ей там хорошо. Хочет знать, когда она придёт. Малыш хочет быть уверенным в том, что где-то там с ней всё будет в порядке, и с ним здесь тоже ничего не случится. С помощью слёз ребёнок сообщает нам о том, что хочет поговорить обо всё этом, хочет снова услышать, что мы любим его и сочувствуем ему, нашему маленькому человеку, который осваивает новый опыт расставаний и встреч.

Поэтому при расставании, честно скажите ребёнку, куда и зачем вы идёте. Например: «Я иду на работу печатать на компьютере», «Я иду к тёте Оле шить платье». Ваша спокойная и открытая интонация подскажет малышу, что то место, куда вы идёте, достаточно хорошее, а дело, которым вы будете заниматься, - полезное и приятное.

Сообщите малышу, когда точно вы вернётесь. Не нужно говорить время по часам. Просто скажите: «Ты погуляешь с ребятами, покушаешь, поспишь, и я приду за тобой». С помощью конкретных описаний событий ребёнок сам определит время вашего прихода.

Расскажите малышу, с кем он останется, и что будет делать: «Ты останешься с тётей-воспитателем и ребятами. Вы поиграете, а потом все вместе будете готовиться к новогоднему утреннику».

Если малыш сильно расстроен, искренне покажите, что сочувствуете ему. Возьмите его на руки, прижмите к себе, покачайте как маленького, погладьте по голове. Скажите, что вы понимаете его, и вам действительно его жаль. Подумайте, отчего ваш ребёнок расстроен больше всего, и скажите ему об этом (ведь сами дети чаще всего не могут рассказать словами о своих переживаниях). Например: "Тебе так не хочется идти в садик!", или "Ты так боишься, что я поздно вернусь!", или "Тебе грустно, что ты остаешься один (одна) без меня...", или что-нибудь ещё, ведь каждая мама очень хорошо чувствует, что именно тревожит ЕЁ малыша, только не всегда говорит об этом вслух.

Спокойно выслушайте все сердитые и обидные слова, которые возможно захочет сказать вам ребёнок. Не оправдывайтесь и не обижайтесь. Позвольте малышу выплеснуть свои эмоции. Успокаивая ребёнка, не ждите от него прощений, разрешений и оправданий для себя! Сейчас вы утешаете ребёнка, а не себя. Именно ваш малыш нуждается в утешении.

Старайтесь держаться спокойно. Ведь каждый маленький ребёнок очень любит своих родителей и хочет, чтобы мама и папа были спокойны и веселы. Он плачет, когда видит плачущую маму. Он хочет помочь своим любимым, но ему будет трудно нести ношу сочувствия взрослым. И это может сделать ребёнка капризным, тревожным, пугливым или даже агрессивным.

Прощаясь с малышом так каждый день, вы научите его доверять взрослым. Ребёнок запомнит и будет твёрдо знать, что мама должна уйти, будет знать, куда она идёт, и когда вернётся. Это доверие и знание поможет снизить его тревогу.

Детский сад - стресс для ребёнка, но его можно преодолеть! Только нужно обязательно помочь малышу справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Нельзя бросать ребёнка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится "плавать". Нам необходимо на первых порах помогать ему: показывать, как можно вести себя в том, или ином случае, помогать договориться в спорной или конфликтной ситуации, поддерживать и поощрять робкого, останавливать задиристого.

Но если малыш так и не сможет принять новую обстановку, не стоит сильно переживать по этому поводу. Водите ребёнка в различные кружки, детские студии, спортивные секции. Там он тоже научится общаться и с детьми, и со взрослыми. Помните, что малышу не требуется никакого такого "развития", ради которого приходилось бы отрывать его от мамы, когда он к этому не готов.

Не стоит «ломать» ребёнка. Прислушайтесь к нему. Если ребёнок категорически против сада, то нужно обязательно найти другой выход. Иначе малыш будет чувствовать себя несчастным человеком, от которого ничего не зависит, будет чувствовать себя преданным нами, родителями. Эта душевная боль останется с ним на всю жизнь и будет отрицательно влиять на него.

Этот вопрос очень важен для воспитания малыша, ведь ребёнок ходит в детский сад почти каждый день на протяжении нескольких лет. А именно в эти детские годы формируется его характер и отношение к жизни. Поэтому, это время должно запомниться малышу, как самое радостное и счастливое.

Исцеляет от 33 капризов: