На главную

Ваша корзина

 

Дерётся

ребёнок дерётся В этой теме вы можете прочитать три сказки и выбрать наиболее подходящую: «Сказка про Колю и его друзей», «Сказка про доброго Петю», «Сказка про Зайца-забияку».

Важно не просто прочитать сказку ребёнку, но и подумать, чем вызвано такое поведение малыша.

Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех маленьких детей. Объясняется это тем, что у малышей ещё слишком мало средств, чтобы выразить свои негативные эмоции. Они не знают другого способа привлечь к себе внимание или получить какой-то предмет. Постепенно большинство детей понимает, что получать желаемое можно с помощью неагрессивного поведения. Но у некоторых агрессивность может закрепиться как устойчивая черта характера. Поэтому родителям важно научить ребёнка контролировать свою агрессию, но не подавлять её. Научить малыша отстаивать свои права и интересы, не обижая и не ущемляя при этом интересы других людей.

Одним из основных источников агрессивного поведения у детей является чувство страха и недоверия к окружающему миру. К первому году жизни у малыша формируется либо чувство доверия к миру и людям, ощущение безопасности, либо чувство недоверия, страха и тревоги. Большую роль в формировании доверия играет отношение родителей к ребёнку, в частности – отношение матери к малышу. Мама для новорожденного малыша – это целый мир! Если мать не отказывает малышу в своих объятиях, кормит его грудным молоком по требованию, а не по расписанию, не оставляет плачущего ребёнка наедине с его проблемами, всегда рядом, готова приласкать, понять и утешить, то у малыша формируется доверие к матери. А полностью доверяя матери, ребёнок начинает доверять окружающему миру и людям.

Взрослея, малыш должен быть уверен, что родители его любят безусловной любовью, просто за то, что он есть. Он должен чувствовать нашу любовь и участие в любой ситуации, не смотря ни на что! Только тогда у малыша возникнет чувство доверия к окружающим.

Если же ребёнок убеждается, что его не любят или любят только за какие-то определённые поступки, то он, либо любыми путями будет пытаться обратить на себя внимание родителей и заслужить их любовь, либо ожесточится и начнёт мстить. Ведь ему больше не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Он считает, что больше не нуждается в тех людях, которые его не любят.

Ссоры родителей между собой также отрицательно влияют на неокрепшую психику ребёнка. Окружающие малыша взрослые – это единый и неделимый мир для него. И любая конфликтная ситуация в этом мире воспринимается ребёнком как угроза для него самого.

Ещё одной причиной агрессивного поведения является столкновение ребёнка с невыполнением своих желаний или запретами на удовлетворение определённых потребностей.

В процессе воспитания родителям, так или иначе, приходится устанавливать некоторые запреты для ребёнка, что ему не всегда нравится. И удовлетворить все желания малыша тоже невозможно. Приходится искать компромиссы, объяснять, уговаривать, но и это не всегда помогает предотвращать конфликты.

Запреты и правила должны быть в жизни ребёнка, но их не должно быть слишком много. Он должен точно знать о них и следовать им. Родители тоже должны придерживаться этих запретов и быть достойным примером для ребёнка. А также нам необходимо помнить о том, что главной потребностью малыша является необходимость чувствовать, что его любят и ценят. И об этом нужно искренне говорить ребёнку.

Следующей причиной агрессивного поведения может быть попытка малыша обрести независимость и самостоятельность, отстоять свою личную территорию.

Ребёнок рождается полностью зависимым от своих родителей. И постепенно он обретает независимость, учится быть самостоятельным. Родители не должны вмешиваться в этот процесс, как бы трудно он не протекал. Важно понимать, что дети – это не наша собственность.

Дети очень остро реагируют, когда родители пытаются управлять их жизнью, давать советы, помогать, когда об этом не просят. Поэтому нам нужно учитывать это и, в зависимости от возраста малыша, предоставлять ему разумную свободу.

Уважайте личность в вашем ребёнке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьёз его чувства. У малыша должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизни, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Недопустимо рыться в его вещах, читать записки или письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Отношения должны строиться на доверии. Если ребёнок вам доверяет, видит в вас друга, он сам вам обо всём расскажет.

Но, в тоже время, ребёнок не должен ощущать себя заброшенным и ненужным. Он должен знать, что родители всегда готовы оказать ему помощь и поддержку в трудной ситуации.

Личный пример родителей также оказывает большое влияние на формирование характера малыша. Если мама или папа часто наказывают ребёнка с применением силы: бьют или даже просто слегка шлёпают его, он усвоит это поведение и будет отрабатывать его на родителях, других взрослых и детях, на животных. Даже если мы шлёпаем ребёнка в ответ на его агрессию, чтобы показать, как нам было больно и неприятно, малыш делает вывод, что драться можно. Ведь дети во всём подражают нам.

Когда мы, родители, ведём себя спокойно и добродушно со скандалящим ребёнком, он тоже постепенно научится оставаться спокойным и добродушным, когда его захлёстывают сильные эмоции. И наоборот, если мы бьём малыша, когда он капризничает, он учится при потере контроля над ситуацией вести себя агрессивно.

Ребёнок копирует наш способ добиваться своего, наш способ решения конфликтных ситуаций. Он просто не знает, как делать это по-другому, а мы не подаём ему правильного примера. Поэтому нам необходимо на своём личном положительном примере научить ребёнка правильно вести себя в сложных ситуациях.

При агрессивном поведении ребёнка не стоит бить его в ответ. Покажите, что вам неприятно его поведение, отвернув от себя или выйдя из комнаты. Всем своим видом покажите, что не приемлите такого поведения и, что в таком тоне общаться не желаете. Малыш должен чётко усвоить это.

Если ребёнок обижает другого малыша, перехватите его руку, не дав возможность нанести удар, или удержите его за плечи с резким «Нельзя!». Если вы находитесь поодаль – остановите ребёнка окриком. В случае дальнейшей агрессии, уведите ребёнка с детской площадки в спокойное место или домой.

Поясните ребёнку, почему драться нельзя, но избегайте долгих, сложных и нудных объяснений. Иначе он просто не станет вас слушать. Беседуйте о проступке малыша без свидетелей.

Если агрессивное нападение уже свершилось и вам не удалось остановить ребёнка, то больше внимания уделите пострадавшему. Извинитесь сами за случившееся, окажите помощь, если это необходимо. Таким образом, вы лишите внимания своего ребёнка. Внезапно он заметит, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах. Принуждать к извинениям своего ребёнка в этот момент не стоит - настоящей вины и раскаяния маленький агрессор все равно не чувствует.

Не стоит побуждать обиженного ребёнка к ответным действиям. Иначе мы дадим понять малышу, что физические действия – допустимый способ разрешения конфликта.

Проявляя недовольство поступком ребёнка, высказывайте своё отношение к этому поступку, а не к ребёнку в целом. Никогда не говорите: «Я тебя больше не люблю», не оскорбляйте и не обзывайте малыша. Он должен знать, что поступил неверно, но, что вы его всё равно любите.

Если ребёнок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится и придёт в себя. Такие объятия выполняют несколько важных функций: малыш увидит, что вы способны выдержать его агрессию, а значит, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; малыш постепенно поймёт, что любую агрессию можно сдержать, и научится контролировать свои отрицательные эмоции.

Агрессивные чувства не следует подавлять, иначе они могут нанести серьёзный вред здоровью ребёнка. Научите его выражать свои враждебные чувства другими способами: словами, с помощью рисования или лепки, при помощи подушки для биться, в спорте и т.п. Если ребёнок научится говорить о своих чувствах, то ему будет проще сказать, что он обижен, расстроен или зол, а не использовать физическую силу.

Если малышу однажды удастся разрешить конфликт мирным путём, обязательно похвалите его: «Мне очень нравится, как ты поступил!». Похвала поможет закрепить достигнутый результат. Ведь все мы любим делать то, за что нас хвалят!

В случае если ребёнок пытается самоутвердиться с помощью агрессивного поведения, также поможет похвала. Хвалите ребёнка за любые достижения, повышайте его самооценку. Покажите ему другой способ самоутверждения.

Как бы плохо не вёл себя ребёнок, больше всего на свете он нуждается в нашем понимании и любви. Агрессивное поведение – это только следствие каких-то более глубоких причин. Определите эти причины и помогите малышу справиться с ними.

Исцеляет от 33 капризов: