На главную

Ваша корзина

 

Не расстаётся с компьютером

ребенок и компьютер В этой теме вы можете ознакомиться со сказкой «Федя и компьютер». Расскажите её ребёнку перед сном.

Современные дети рано знакомятся с компьютером. Сейчас он есть практически в каждой семье, и малыш с пелёнок наблюдает, как мама с папой подолгу сидят перед экраном монитора: читают, играют, работают.

Потом родители радуются, как быстро ребёнок осваивает домашнюю технику, с уверенностью нажимает на кнопки клавиатуры и орудует мышью. Им нравится, что он не бегает по улице, не балуется, ничего не просит и не пристаёт, а спокойно сидит дома. Но постепенно ребёнок всё больше и больше времени проводит за компьютером. И тут радость родителей сменяется тревогой, что вполне справедливо. Ведь просиживая часами за монитором, малыш не только портит своё здоровье, но и упускает шансы поиграть с друзьями, побегать во дворе на свежем воздухе, заняться спортом и даже просто пообщаться с родителями. Что же делать? Выбросить компьютер или просто запретить? Как переключить внимание ребёнка на что-то другое?

Прежде всего, нужно разобраться в причинах такого поведения. Почему ребёнок отказывается от реального мира? Почему компьютер заменил ему родителей, друзей, книги, игры, прогулки и т.п.? И кардинальные меры (например, избавление от компьютера) тут не помогут. Если ребёнок сутками сидел за компьютером, то, лишившись его, он вряд ли станет посвящать это время учёбе, общению или прогулкам. Ведь столь сильное увлечение появилось не случайно, и ребёнок испытывает какие-то трудности в реальной жизни.

Дети, имеющие трудности в общении, с головой уходят в виртуальный мир, так как с компьютером легче общаться. Он не конфликтует, не капризничает, не ругается и не читает нотаций, с ним легче договориться, чем с живыми людьми.

Если что-то не получается, если не нравится какая-либо компьютерная игра, её всегда можно выключить и не доигрывать до конца – родители на это никак не отреагируют. В реальной жизни всё гораздо сложнее. Например, если ребёнку надоело ходить в спортивную секцию или в школу, то он сразу станет объектом внимания взрослых. Ему придётся выслушать множество наставлений и нотаций, что каждое начатое дело нужно доводить до конца, развивать силу воли и целеустремлённость. Придётся выслушать множество нелестных отзывов о себе и своём поведении, а кому хочется сталкиваться с этим?

Компьютерные игры позволяют ребёнку почувствовать себя сильным, умным, смелым. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, нужно приложить много сил и стараний, в чём-то даже изменить себя. Кроме этого придётся пережить разочарование и понять, что ты не самый сильный, ловкий и умелый. Поэтому ребёнку проще избежать этих трудностей и получить всё желаемое более простым путём.

В виртуальном мире можно легко исправить допущенные ошибки, начав игру с начала. А в реальной жизни ошибки гораздо труднее признавать и исправлять. Тем более если за них ругают и наказывают! Если ребёнок испытывает страх за любую свою провинность, у него падает самооценка и портятся отношения с родителями, то конечно он постарается всеми силами избегать таких ситуаций. И тут на помощь приходит компьютер.

Помимо всего прочего, компьютер помогает ребёнку почувствовать себя значимым, самостоятельным и свободным. В играх он может менять роли и декорации, выбирать себе количество жизней, повелевать компьютерными героями. В реальной жизни ребёнок полностью зависит от родителей. Он мало что может изменить, тем более, если взрослые ограничивают его свободу, право самостоятельно принимать решения и действовать. Если родители сильно опекают ребёнка, то хотя бы в общении с компьютером он чувствует себя главным.

Если родители много работают и мало проводят времени с ребёнком, то он тоже находит утешение за монитором.

Выяснив, чего именно не хватает вашему ребёнку в окружающем мире, постепенно начинайте решать эти проблемы. Если ребёнок испытывает трудности в общении, помогите ему справиться с этой задачей. Начните сами больше общаться с людьми, приглашайте к себе в гости своих друзей и друзей сына или дочери, чаще всей семьёй ходите в гости или другие общественные места, запишите ребёнка в новые кружки или секции. Научите его знакомиться и общаться, расскажите, как подойти к незнакомому человеку, что сказать, или спросить, как дружить. Дети учатся на подражании, и если у ребёнка будет постоянный положительный пример родителей, то он быстро освоит эту науку.

Если у ребёнка низкая самооценка или он ощущает потребность в успехе и признании, помогите ему добиться реальных результатов, чаще хвалите и поддерживайте его. Научите его видеть и ценить свои достижения, даже если они совсем маленькие.

Не наказывайте ребёнка слишком строго за ошибки и промахи. Все мы ошибаемся рано или поздно. Ошибки многому нас учат, из них мы извлекаем уроки жизни. Но они будут полезны для ребёнка только тогда, когда он не будет бояться их совершать. Человеку, который легко относится к своим ошибкам, легче признать свою вину. А значит, он всегда готов исправить то, что натворил.

Изменяйте образ жизни ребёнка постепенно. Не исключайте компьютер резко из его жизни, иначе это вызовет протест. И ребёнок будет отвергать любые ваши предложения. Он сам откажется от чрезмерной «дружбы» с компьютером, если почувствует вашу ненавязчивую поддержку и желание помочь. Он постепенно привыкнет к изменениям в жизни и ощутит их преимущество.

Можно даже попытаться вникнуть в виртуальные интересы ребёнка, купить новую полезную компьютерную игру и составить ему компанию. Ведь из общения с компьютером можно извлечь немало пользы.

Вместо обычных игр покупайте ребёнку развивающие или обучающие игры, компьютерные энциклопедии. Подберите игры, которые развивают внимание, память, пространственное воображение, логическое мышление, улучшают координацию и повышают скорость реакции.

Для детей со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может быть более эффективным. Увиденное на экране запоминается легче, т.к. начинает функционировать эмоциональная и образная память, которые обычно лучше развиты у детей. Самостоятельная работа за компьютером развивает у ребёнка мелкую моторику и зрительную координацию.

Также компьютерные игры помогают развивать абстрактное мышление, необходимое для понимания схем, уравнений, написанных слов. Но вводить компьютерные игры можно только после того, как ребёнок освоит традиционные виды детской деятельности – рисование, лепку, конструирование, сочинение сказок. Когда научится самостоятельно играть в обычные детские игры, примерять на себя роли взрослых, научится придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры, когда научится отличать игру от реальности.

Найдите вместе с ребёнком интересные сайты о животных, растениях, сайты по истории и т.п. Научите его искать полезную информацию, но следите (насколько это возможно), что бы на глаза ребёнку не попадались опасные и вредные сайты.

Правильно оборудовав рабочее место, и соблюдая несложные правила, о здоровье ребёнка можно будет не беспокоиться. Купите современный компьютер, монитор которого не так вреден для детских глаз, как старые мониторы. Подберите удобную мебель. Делайте перерывы в работе на компьютере, гимнастику для глаз. Приучите ребёнка контролировать свою позу, чтобы не возникали нарушения осанки, следите за состоянием его нервной системы и не допускайте перегрузок.

Если мы на своём примере покажем ребёнку, что компьютер – это умный помощник человека, малыш так и будет его воспринимать. И нам не нужно будет беспокоиться ни о физическом, ни о психическом здоровье малыша.
Исцеляет от 33 капризов: