На главную

Ваша корзина

 

Берет чужое без спроса

берет чужое без спроса Чтобы справиться с этим воспользйтесь сказками «Как Валя научилась дарить подарки» и «Сказка про Лисёнка».

Выберите ту сказку, которая больше соответствует вашему малышу и которая будет ему более понятной.

Специалисты, работающие с детьми, знают, что практически каждый ребёнок хоть раз в жизни взял чужое. Поэтому очень важно, как мы отнесёмся к этой ситуации, если это произошло с ребёнком в первый раз. 

Если малыш принёс в дом чужую вещь, сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Возможно, он просто поменялся с другим ребёнком. А если эта игрушка из детского сада или принадлежит вашим знакомым? Здесь уже стоит задуматься: возможно, мы не слишком внимательны к потребностям ребёнка и эту вещь он давно хотел иметь? Дети часто действуют импульсивно. И если ребёнок видит новую игрушку у сверстника, о которой давно мечтал, то он просто прячет её или уносит, не задумываясь о последствиях. Он полностью находится во власти своего желания. Причина здесь кроется в особенностях сознания детей-дошкольников: у них ещё не до конца сформированы понятия «моё», «твоё», «чужое». Такие понятия постигаются ребёнком через общение со взрослыми, через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно мы, родители, должны раскрыть их смысл и содержание.

Может быть, малыш хотел сделать приятный подарок кому-то из близких? Дети очень любят нас, хотят радовать и стремятся тем или иным способом сделать нам приятное. В этой ситуации они так же не задумываются об отрицательной оценке такого поступка в силу своего возраста.А возможно, поступая таким образом, ребёнок хочет привлечь внимание сверстников к себе с помощью этой вещи? Или бывает, что, взяв чужую вещь, ребёнок желает отомстить её хозяину. Такие поступки свойственны детям более старшего возраста и совершают их они уже вполне осознанно. В 6-7 лет детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные способы. 

Но основной причиной воровства является неправильное воспитание ребёнка. Психологи выделяют ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания:

- отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка могут наказать, а в другой - "закрыть глаза" на проступок, и за угрозой наказания не следует;

- несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребёнку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребёнка оценивается по-разному;

- "двойная мораль", когда действия родителей расходятся с делом;

- вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, подмены общения материальным обеспечением;

- тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка.

Когда родители непоследовательны в воспитании малыша и их требования не согласованы, ребёнок учится манипулировать мнением взрослых, у него развивается зависимость от настроения окружающих. Это часто приводит к конфликтам в семье, что плохо отражается на психике ребёнка. В таких семьях дети часто вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых.

Что касается «двойной морали», то часто мы внушаем детям одно, а делаем совсем другое. Но дети не слушают нас, а берут пример с наших поступков! И если мы говорим ребёнку, что брать чужое нельзя, а потом приносим с работы то, что плохо лежит, то малыш, веря в наш авторитет, обязательно последует нашему примеру. И потом долго не сможет понять, за что его ругают, если он делает то же, что и мама с папой. 

Поэтому на собственном примере покажите малышу, как нужно правильно поступать: если вы находитесь в гостях, то прежде чем дать какую-либо вещь ребёнку обязательно спросите разрешение хозяев. Пусть это будет даже простая формальность, но малыш запомнит ваше поведение, и впредь будет поступать также. Дома, прежде чем взять любую вещь ребёнка, спрашивайте его разрешения. Уважайте своего ребёнка, относитесь к нему как ко взрослому человеку. Тогда и он также будет относиться к вам и к другим людям.

Если ребёнок растёт в атмосфере вседозволенности, то он не научится и не захочет считаться с мнением других, ориентируясь, лишь на свои интересы и желания. 

Очень часто кража свидетельствует о нехватке ребёнку ласки и внимания со стороны родителей. Это мольба ребёнка о помощи, попытка достучаться до нас и острое желание привлечь к себе внимание. Пусть отрицательное – но внимание! Ведь часто за кражей следует громкое разбирательство и скандал. А значит, цель ребёнка достигнута – он получил немалую порцию родительского внимания. И это гораздо лучше для него, чем полная отстранённость.

В таком случае нужно уделить меньше внимания самому факту воровства (но, не игнорируя его), и гораздо больше – восстановлению утраченных тёплых и доверительных отношений с ребёнком. Можно даже похвалить его за какие-то успехи или сделать подарок.

Если вашего ребёнка обвиняют в краже, но вы не видели этого сами и не нашли у него чужую вещь, невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять. Помните о презумпции невиновности.

Если вы уверены, что вещь взял ваш ребёнок, но боится в этом признаться, то подскажите ему, что её можно незаметно вернуть обратно. Например, для маленьких детей подойдет следующий ход: "У нас дома, видимо, завёлся домовой. Это он утащил то-то. Давай поставим ему угощение, он подобреет и вернёт нам пропажу".

Не спешите называть ребёнка вором, предсказывая ему криминальное будущее. Оставляйте ему пути к отступлению, как советует психолог Ле Шан: «Обнаружив у ребёнка чужую игрушку, которую он стащил у приятеля, но утверждает, что она была ему подарена, нужно сказать ему следующее: "Я могу представить, как сильно тебе захотелось куклу, если ты действительно поверил, что тебе её подарили"».

Не ругайте и не наказывайте. Наоборот, спокойно поговорите с ребёнком, дайте понять, как вас огорчило произошедшее событие. Поделитесь своими чувствами и переживаниями. Расскажите, какие чувства вы испытывали в подобной ситуации. Тогда малыш увидит ваше искреннее желание понять его, ощутит вашу любовь и поддержку.  

Дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребёнку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе. Попав в ситуацию неприятия и непонимания, ребёнок может озлобиться и тогда кражи приобретут уже совсем другой характер. Сначала ребёнок будет мстить за свою обиду, а потом привыкнет получать материальное благополучие через кражи. 

Обязательно расскажите ребёнку о последствиях кражи, о переживаниях человека, лишившегося любимой вещи. Поставьте ребёнка на позицию этого человека. Спросите, что бы он сам чувствовал в такой ситуации. Научите его сопереживать и задумываться о чувствах окружающих. Познакомьте с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Покажите, как действует это правило на примере собственной жизни. Малыш должен чётко понять, что воровство в любом виде не приветствуется вами и другими людьми!

Попробуйте вместе с ребёнком найти выход из сложившейся ситуации. Спросите его мнение, как можно всё исправить. Разделите с ним ответственность и помогите вернуть вещь владельцу. Пойдите вместе с ребёнком. Он должен почувствовать, что каждый человек имеет право на поддержку, и, что вы не бросите его в беде. 

Избегайте публичных разбирательств. Лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Ребёнок может предложить какую-то из своих игрушек и разрешить взять её домой, чтобы поиграть.

После исправления ситуации постарайтесь направить энергию ребёнка в мирное русло. Выясните, что интересует его больше всего: занятия спортом, искусством, чтение книг, собирание какой-нибудь коллекции. Ведь человек, жизнь которого наполнена интересными занятиями, чувствует себя нужным и счастливым.

И конечно помните о том, что малыш нуждается в вашем внимании, в вашей постоянной поддержке и любви! Если все его жизненно важные потребности будут удовлетворены, то у него никогда не возникнет и мысли о краже.
Исцеляет от 33 капризов: