На главную

Ваша корзина

 

Грызет ногти

ребёнок рызёт ногти
Прочитайте ребёнку сказку «Как Витя перестал грызть ногти».

Грызение ногтей – это легко возникающая привычка. Она носит непроизвольный характер, и избавиться от неё довольно трудно. Если ребёнок грызёт ногти, то, скорее всего у него есть какая-то внутренняя проблема. И таким способом он снимает своё внутреннее напряжение. Ведь в процессе развития личность ребёнка не только легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. И вызвать появление той или иной «вредной» привычки.

Грызение ногтей (а также сосание пальца) возвращает ребёнка в период младенчества и помогает успокоиться. Когда малыш грызёт ногти, он даёт выход своей агрессии, раздражению, психологическому дискомфорту. Если ребёнок не выражает эти свои отрицательные чувства, они копятся у него и переполняют малыша. И грызение ногтей в этой ситуации воспринимается ребёнком как спасение.

Для того, чтобы помочь малышу избавиться от этой привычки, прежде всего, нужно определить её природу. Задайте себе вопрос: когда именно вы заметили, что грызение ногтей вошло уже в привычку вашего ребёнка? Возможно, это случилось, когда вы вышли впервые на работу или малыш пошёл в детский сад, в школу? Постарайтесь выяснить, в чём возникли трудности у вашего ребёнка и помогите справиться с ними: может ему трудно влиться в новый коллектив или тяжело оставаться на долго без мамы. Ведь главный пусковой механизм почти всех привычек у детей – это ощущение того, что он нежеланный и нелюбимый!

Психологи выделяют следующие причины возникновения внутреннего напряжения ведущего к грызению ногтей: неблагоприятное течение беременности и родов, недостаточный период кормления, раннее разлучение с матерью, нестабильная, конфликтная обстановка в семье, недостаток физического контакта, поддержки и ласки со стороны родителей. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна - малыш просто "подсмотрел" такую манеру вести себя у другого ребёнка или даже у взрослого.

Если же дело всё же во внутреннем конфликте малыша, постарайтесь понять его, уделяйте ему больше внимания. Чутким отношением к нему, совместными занятиями и играми можно добиться постепенного отвыкания от вредной привычки. Развивайте самостоятельность ребёнка, чтобы он поверил в свои собственные силы.

Пересмотрите его положение в семье, свои ожидания и требования. Возможно, ребёнок пока не готов выполнять их и от этого страдает. Например, родители, желающие видеть в своём малыше «вундеркинда», перегружают его интеллект, и тем самым усиливают нервное напряжение ребёнка, что ведёт к закреплению вредной привычки. Получается, что с одной стороны, родители возмущены плохой привычкой и требуют её прекращения, а с другой – своими завышенными требованиями порождают её. Как в такой ситуации быть ребёнку?

Научите ребёнка адекватным способам выражать свою агрессию, гнев. Для этого необходимо иметь, например, «подушку для битья». Пусть он выплёскивает свои отрицательные эмоции на подушку, а не на окружающих людей.

Чаще хвалите малыша и отвлекайте от мрачных мыслей. Успокойте и объясните, что это всё пройдёт. Обнимайте ребёнка не менее восьми раз в день и говорите ему о своей любви.

Переключайте пальцы малыша на более интересное и не менее приятное занятие всякий раз, когда замечаете у ребёнка проявление этой привычки. Можно придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например, в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками.

Помогите малышу наладить отношения со сверстниками, если с этим у него имеются проблемы. Исключите возбуждающие мероприятия: просмотр захватывающих фильмов, чтение страшных сказок и т.п. Уменьшите интеллектуальные нагрузки.

Но не пытайтесь бороться с этой привычкой силой! Наоборот, реагируйте спокойно, не акцентируйте на этом внимание ребёнка, ни в коем случае не стыдите, не ругайте и не наказывайте его. Иначе можно загнать проблему еще глубже внутрь, так как подавление таких привычек усиливает внутреннее напряжение ребёнка. Более того, подавив одну привычку, мы можем получить взамен другую.

Не концентрируйте внимание ребёнка на этой вредной привычке, одергивая его. Тем самым мы фиксируем привычку словами в сознании ребёнка и опасность её закрепления многократно возрастает. Тем более, что малыш видит в этом способ привлечь к себе ваше внимание.

Не контролируйте ребёнка и не угрожайте ему. Также не следует забинтовывать пальчики или мазать их неприятными веществами.

Настройтесь на длительный период затухания этой привычки, который обычно примерно равен периоду её протекания.

И помните, что привычки не вечны и многие из них исчезают с годами. Когда потребность, лежащая в основе привычки, удовлетворяется, она бесследно исчезает. А чтобы ускорить этот процесс, подарите ребёнку свою чистую, безусловную любовь, внимание и понимание!
Исцеляет от 33 капризов: