На главную

Ваша корзина

 

Жадничает

жадничающий ребенок
Расскажите ребёнку «Сказку про щедрую Аню».

Многих родителей беспокоит нежелание их ребёнка делиться своими вещами, игрушками. На детской площадке приходится краснеть за своего «жадного» малыша.

Но ребёнку, особенно маленькому, очень трудно делиться. Он ещё даже не имеет чёткого представления о том, где начинается и кончается его тело. Поэтому всё, что его окружает, он считает частью самого себя. Любимые игрушки для него так же жизненно необходимы, как рука или нога. И дети часто не понимают, как можно поделиться с кем-то любимой машинкой или плюшевым мишкой.

Когда двухлетний малыш выхватывает у другого ребёнка совок или ведёрко из рук, он не совершает никакого преступления. У него ещё не сформировалось представление, что такое «моё», а что такое «чужое». В этом возрасте весь мир для него – «моё»! И если ребёнок не даёт свои игрушки, значит, у него формируется чувство собственности. А раз он начал проводить границу вокруг «своего», то скоро в его жизни появится и понятие «чужого». Он постепенно научится осознавать разницу между этими понятиями и приучится с уважением относиться к собственности других детей.

И слово «жадность» тут абсолютно не подходит. Маленький ребёнок не может быть жадным. Ведь стремление владеть чем-либо – это естественная реакция растущего малыша, это часть процесса его развития. Осознание и принятие этого, является первым шагом, помогающим стать ребёнку щедрым человекам.

Нам, родителям, необходимо принимать и уважать право ребёнка на собственность. И только, когда он будет уверен в этом своём праве, он будет становиться щедрым. Ведь наибольшей щедростью обладают не те люди, которые материально хорошо обеспечены, а те, кто чувствует, что их любят и уважают. Если малыш будет знать, что его вещь никто не возьмёт без его разрешения, если будет видеть перед глазами положительный пример щедрых родителей, то он расслабится и постепенно начнёт делиться.

Не называйте малыша «жадиной», если он отказался дать свою игрушку. Наоборот, каждый раз внушайте ему, что он добрый, храбрый, щедрый! Если ребёнку постоянно говорить, что он жадный, то потом его уже никакими силами не удастся избавить от жадности. Если же внушать, что он щедрый, - он и станет щедрым. Но одни слова о щедрости тут не помогут. Необходимо всеми силами помогать ребёнку создавать лучшее представление о самом себе. Ведь все люди, и взрослые, и маленькие, поступают в соответствии со своими представлениями о самих себе. И что мы внушим ребёнку, таким он и будет!

Когда ребёнок не даёт игрушки, он не жадный, он просто очень бережливый. Он заботится об игрушках, не ломает их. А раз он не жадный, то это только сегодня он не хочет делиться, а завтра обязательно даст свою игрушку и научится играть вместе. Если ребёнок не желает делиться яблоком – он не жадный, он просто очень любит яблоки и потому растёт здоровым! И вообще у нас в семье жадных нет: и мама не жадная, и папа не жадный, а сын - самый щедрый! Такой весёлый тон гораздо лучше будет действовать на ребёнка, чем, если вы будете его стыдить, уговаривать поделиться или отбирать игрушки силой – всё это абсолютно не помогает.

Старайтесь не замечать случаи жадности, пусть даже их будет очень много. Не стоит ругать и наказывать за это. Но вот один случай щедрости превратите в событие! Обязательно похвалите за это ребёнка.

Не заставляйте ребёнка делиться, а чаще предоставляйте ему возможность проявить на деле свою щедрость. Например, если у малыша день рождения, дайте ему конфет и пусть он раздаст их ребятам в детском саду или на детской площадке. Если ребёнок бежит гулять на улицу с печеньем, дайте ему ещё несколько штук для других детей.

Если вы ожидаете гостей, и ребёнок не хочет, чтобы другие дети играли его любимым мягким мишкой, то договоритесь с малышом, что пока спрячете его игрушку. Уважайте его чувства. Ведь это для нас мишка – всего лишь игрушка. А для ребёнка – это ценная и дорогая его сердцу вещь. Но и научите его быть щедрым. Выберите те игрушки, которыми малыш готов с радостью поделиться с ребятами. Ребёнок увидит и поймёт, что вы на его стороне, что понимаете его и защищаете его интересы, что вам можно доверять.

Учите малыша делиться на своём личном примере. Если у вас кто-то из друзей попросит почитать книгу или послушать диск – обязательно поделитесь. Едите яблоко – дайте половину ребёнку или спросите: «Хочешь, я поделюсь с тобой яблоком?». За столом разломите кусок хлеба и дайте половину ребёнку: «Я хочу с тобой поделиться!». Дайте малышу несколько конфет или печений и скажите: «Угости папу и бабушку».

Можно просто поиграть в такую игру: дайте ребёнку несколько кубиков и предложите ему раздать их по одному каждому члену семьи. Потом постройте из этих кубиков башню, пусть каждый внесёт свою лепту в строительство. Ребёнок будет осознавать, что совместное использование чего-то приносит радость и является нормальным образом жизни.

На детской площадке научите малыша меняться игрушками. Если он тянется к чужой игрушке, то скажите: «Давай сначала попросим. А что мы дадим взамен? Какую из наших игрушек?». Обычно дети охотно меняются. Но если хозяин игрушки не желает ей делиться и менять её на вашу игрушку – не настаивайте на этом. Лучше отвлеките своего малыша, предложив ему какую-нибудь другую игру.

Когда у вашего ребёнка отбирают игрушки без его согласия, мягко, но уверенно пресекайте такие попытки. Ведь, если ребёнок играет своей игрушкой – это не значит, что он должен обязательно её кому-то отдавать по первому же требованию. Это совсем не означает, что ребёнок жадный. Каждый человек имеет право пользоваться своими вещами столько, сколько ему нужно. Защищайте интересы своего малыша!

Если вы берёте какую-то вещь ребёнка, спросите его разрешения. Ничего не вырывайте и не выхватывайте силой у него из рук. Если мама отнимает у малыша игрушки, то ребёнок делает вывод, что забирать силой можно! Раз сильная мама отнимает у меня, слабого, игрушку, значит и мне можно отнимать игрушки у тех, кто слабее меня!

Если вы идёте в гости, обязательно берите с собой свои игрушки. Наверняка там малыш заинтересуется новыми игрушками, а маленькому хозяину будет легче поделиться с гостем, который пришёл не с пустыми руками. Но не забудьте сказать своему ребёнку, что когда будете уходить, он сможет забрать все свои игрушки обратно. Для детей двух-трёх лет это далеко не очевидно и может вызвать сильное беспокойство.

Если дети ссорятся из-за игрушки, предложите им играть по очереди: «Две минуты играет Маша, а потом две минуты будет играть Миша. Потом снова Маша…». Две-три минуты – вполне достаточное время для маленьких детей. Может понадобиться несколько циклов такой игры, прежде чем ребёнок начнёт спокойно отдавать игрушку, зная, что она снова вернётся к нему. Если этот метод не подействует, то сделайте для игрушки «перерыв». Уберите её и объясните, что игрушка не вернётся до тех пор, пока дети не научатся играть ей совместно. Постепенно дети поймут, что лучше пользоваться игрушкой вместе, чем совсем ей не играть.

Ни в коем случае не надо ругать малыша и шлепать его за отказ делиться - с психологической точки зрения он не совершает никакого проступка.

Помните, что настоящее желание поделиться основывается на сочувствии, на способности понимать мнение другого человека и иногда смотреть на мир его глазами. И детям младше шести-семи лет это даётся с трудом. Поэтому не торопите время. Учите малыша щедрости и будьте уверены, что он вырастет и обязательно начнёт делиться!
Исцеляет от 33 капризов: